Современный этап развития общества характеризуется
постепенным снижением доли материального производства и ростом роли сферы услуг
в экономике. Среди ключевых факторов, обусловивших данный процесс, можно выделить
следующие:
·
повышение
производительности труда за счёт совершенствования технологий, механизации,
автоматизация и роботизации позволило значительно сократить число занятых в
сфере материального производства;
·
эволюция человеческого
общества приводит к возникновению значительного количества отраслей
нематериального производства, нацеленных на удовлетворение нарастающих
потребностей человека;
·
необходимость создания и
активного внедрения инноваций с целью дальнейшей интенсификации экономической
деятельности приводит к возрастанию роли человеческого капитала, который
определяется совокупностью накопленных знаний и умений во всех видах
экономической инновационной деятельности.
В то же время рост объёмов услуг напрямую
связан с ростом качества жизни и опережающим предложением разнообразных
инновационных услуг потребителям. Данные тенденции обусловлены постепенным
переходом значительной части стран мира на постиндустриальную стадию развития,
которая отличается высокоэффективным инновационным производством и увеличением
роли третичного сектора в экономике, который и представляет по своей сути сферу
услуг.
Сфера услуг — это
отрасль нематериального производства, занятая созданием и реализацией
различного рода услуг населению. Сфера услуг обеспечивает функционирование первичного
(охота и рыболовство, сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность) и
вторичного (обрабатывающая промышленность, энергетика, строительство) секторов
экономики, а также их взаимосвязь с потребителями товаров и услуг. В состав сферы
услуг входят услуги торговли, транспорта, связи, финансовой деятельности,
образования, здравоохранения, предоставление социальных услуг и другие виды
услуг.
В то же время ряд учёных начинают дополнять и
преобразовывать трёхсекторную модель экономики. В частности, Д. Белл включил в
«третичный сектор» транспорт и коммунальное хозяйство, в «четвертичный» — торговлю,
страхование, операции с недвижимостью, финансовые услуги, а в «пятеричный» —
здравоохранение, образование, исследовательскую деятельность, государственное
управление, отдых.
На наш взгляд, более удобно и понятно называть
четвертичный сектор информационно-коммуникационным (процесс создания, хранения,
обработки и распространения информации, функционирование всей информационной
инфраструктуры, а также консультационные, научно-исследовательские и образовательные
услуги), а пятеричный — управленческим (управление экономической деятельностью).
Это в большей степени отражает роль и значение отдельных элементов сферы услуг
в экономике страны.
Рассмотрим более подробно структуру сферы
услуг, которая в общем виде представлена на рисунке. Данная схема составлена на
основе Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической
деятельности, разработанной Статистической комиссией ООН. Этот же документ был
положен в основу Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ
005-2011 «Виды экономической
деятельности» (ОКЭД).
Раздел «Оптовая и розничная торговля; ремонт
автомобилей, мотоциклов» включает все виды торговли как новыми, так и бывшими в
употреблении товарами без их видоизменения в магазинах, на рынках, через
Интернет, по почте. Оптовая и розничная торговля являются конечными этапами распределения
товаров. Данный раздел также включает все виды деятельности, связанные с
продажей и ремонтом автомобилей и мотоциклов.
Важную роль в сфере услуг занимает раздел
«Транспорт и складское хозяйство». Этот раздел охватывает предоставление услуг
пассажирского и грузового транспорта (железнодорожного, трубопроводного,
автомобильного, водного или воздушного), деятельность почтовых и курьерских служб,
а также сопутствующую деятельность (услуги терминалов и мест стоянки, транспортно-логистическое
сопровождение грузов, погрузка-разгрузка, складирование, хранение и
перераспределение), эксплуатацию транспортной инфраструктуры (например,
аэропортов, портов, туннелей, мостов) и т. д.
Раздел «Размещение и общественное питание»
охватывает деятельность по кратковременному размещению туристов и других
совершающих поездки лиц в гостиницах, мотелях, пансионатах, хостелах и т. д., школьников,
студентов и временных (сезонных) рабочих в общежитиях, а также услуги по
предоставлению полностью готовых блюд и напитков, предназначенных для
немедленного потребления. Данный раздел не включает услуги по предоставлению
мест для долговременного проживания в качестве основного места жительства и
приготовление блюд или напитков, которые либо не предназначены для немедленного
потребления, либо продаются через организации торговли.
Раздел «Информация и связь» включает
производство и распространение информационных продуктов и продуктов культурного
назначения, предоставление средств передачи или распространения этих продуктов,
а также деятельность в сфере передачи данных, связи, информационных технологий,
обработки данных и прочих информационных услуг. Основными элементами этого
раздела являются издательское дело, включая издание программного обеспечения,
производство кинофильмов и деятельность в сфере звукозаписи, радио- и
телевещание и создание программ, деятельность в сфере связи и информационных
технологий, а также прочие виды деятельности в сфере информационных услуг
(обработка данных, хостинг, поддержка веб-порталов). В данный подраздел
включены все возможные формы издания (в печатной, электронной или звуковой
форме, в Интернете, в виде мультимедийных продуктов, таких как справочники на
компакт-дисках (CD-ROM) и т. д.).
Раздел «Финансовая деятельность и страхование»
охватывает деятельность организаций в сфере финансовых услуг (банков, кредитных
союзов, бирж, брокерских контор), включая страхование, перестрахование и
пенсионное обеспечение, а также владение активами (холдинговые компании,
трасты, фонды и аналогичные финансовые предприятия) и вспомогательные виды
деятельности в этой сфере.
Раздел «Операции с недвижимым имуществом»
включает деятельность в качестве арендодателей, агентов и/или брокеров в одной
или более следующих областей: купля-продажа недвижимого имущества, сдача внаём
недвижимого имущества, предоставление прочих услуг в сфере недвижимости, таких
как оценка недвижимого имущества или деятельность в качестве агентов по
договорам с недвижимостью с отлагательным условием.
В раздел «Профессиональная, научная и
техническая деятельность» входят специализированные виды деятельности, которые
требуют высокого уровня профессиональной подготовки и заключаются в предоставлении
другим лицам специализированных знаний и навыков. К ним относятся юридические,
бухгалтерские, аудиторские, управленческие, консультативные, инженерные,
архитектурно-строительные, проектно-конструкторские и технические услуги. Сюда
же относятся научные исследования и разработки, рекламная деятельность и исследование
конъюнктуры рынка, опросы общественного мнения, фото- и видеопроизводство,
письменный и устный перевод, прогнозирование погоды, ветеринарная деятельность
и т. д.
«Деятельность в сфере административных и
вспомогательных услуг» охватывает различные виды работ, обеспечивающих ведение
общей коммерческой деятельности. Эти виды деятельности отличаются от упомянутых
в предыдущем разделе, поскольку их основной целью не является передача специальных
знаний. К ним относятся следующие виды деятельности и организации: аренда и
лизинг, трудоустройство, бюро путешествий и туристические агентства,
бронирование, обеспечение безопасности, расследование происшествий,
обслуживание зданий и ландшафтные работы, чистка и уборка, офисная
деятельность, организация
конференций и выставок, телефонные
информационные центры.
Раздел «Государственное управление и оборона;
обязательное социальное страхование» охватывает деятельность правительственного
характера, обычно выполняемую государственными органами управления.
Сюда включены принятие и судебное толкование
законов и соответствующих подзаконных актов, а также управление основанными на
них программами, законодательная деятельность, налогообложение, национальная
оборона, обеспечение общественного порядка и безопасности, иммиграционные
службы, международные отношения и осуществление правительственных программ.
Данный раздел также включает деятельность в сфере обязательного социального
страхования.
Разделы «Образование» и «Деятельность в сфере
здравоохранения и социальных услуг» являются ключевыми элементами социальной
сферы, которые обеспечивают достойный уровень и качество жизни населения, а
также выступают важными показателями оценки уровня человеческого развития.
Первый из них охватывает образование любой ступени и обучение любой профессии,
устным или письменным способом, а также по радио и телевидению или с
использованием других средств связи. Второй включает широкий спектр видов
деятельности — от медицинских услуг, предоставляемых квалифицированным
медицинским персоналом в больницах и других учреждениях, деятельности по уходу
в специализированных учреждениях, предусматривающей определённую степень
медицинского обслуживания, до социальных услуг, оказываемых без участия
квалифицированных медицинских работников.
Достаточно крупным разделом сферы услуг
является «Искусство, сфера развлечений и отдыха». Сюда входит деятельность, направленная
на удовлетворение разнообразных потребностей населения в области культуры,
развлечений и отдыха, включая живые выступления, деятельность музейных
объектов, азартные игры, спортивную и
развлекательную деятельность.
«Прочие виды деятельности в сфере услуг»
включают деятельность членских организаций (коммерческих, предпринимательских,
профессиональных, религиозных, политических, патриотических, экологических и
др.), ремонт компьютеров и бытовых товаров и предметов личного пользования, а
также разнообразные персональные услуги, не включённые в другие категории этой
классификации (услуги прачечных, парикмахерских, косметических салонов,
ритуальных агентств, службы знакомств, носильщиков, саун и бань, соляриев и
массажных салонов).
«Деятельность домашних хозяйств в качестве
работодателей; недифференцированная деятельность домашних хозяйств по производству
товаров и услуг для собственного использования» включает деятельность прислуги,
а также деятельность домохозяйств по производству услуг для собственного
потребления (приготовление пищи, обучение, уход за членами домашнего хозяйства
и другие услуги).
Раздел «Деятельность экстерриториальных
организаций и органов» охватывает деятельность международных организаций, а также
иностранных дипломатических представительств и консульств в стране пребывания. Как
мы видим, сфера услуг охватывает широкий спектр видов деятельности. В связи с
увеличением её роли в экономике происходит рост доли сферы услуг в мировом ВВП,
которая в 2013 г .
составила 63,3 %. Однако во многих странах этот показатель значительно превысил
среднемировой уровень. К ним относятся большинство стран Европейского Союза,
США, Израиль, Швейцария, Япония, Канада и ряд других. Отдельные
страны мира, экономика которых практически полностью завязана на экспорте
услуг, имеют долю непроизводственной сферы в ВВП свыше 80 %: Андорра, Багамы,
Барбадос, Гернси, Гонконг, Джерси, Джибути, Кюрасао, Люксембург, Макао,
Мальдивы, Монако, Острова Кука, Сейшеллы.
Рассмотрим состояние и географические особенности
развития ключевых отраслей сферы услуг. Прежде всего стоит обратить внимание на
мировой транспорт.
В структуре мирового грузооборота традиционно
лидирует морской транспорт, так как именно он обеспечивает функционирование
межконтинентальной торговли. На его долю приходится свыше 3/5 мирового
грузооборота. По пассажирообороту со значительным отрывом (4/5 объёма) лидирует
автомобильный транспорт.
Железнодорожный транспорт занимает второе
место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после
автомобильного). По данным Международного союза железных дорог длина
железнодорожных путей на конец 2013
г . составила 1029,2 тыс. км, из них 22 % имеют две и
более колеи, а 28 % железных дорог электрифицированы. Пассажирооборот
железнодорожного транспорта составил 2865,3 млрд пасс.·км, грузооборот — 9789,2
млрд т·км.
Основную долю в железнодорожных перевозках
занимают перевозки насыпных грузов: угля, железной руды, фосфатов, зерна,
лесоматериалов, гравия, песка и других строительных материалов. Отличительная особенность
— регулярность движения независимо от погоды и времени года.
Перспективным направлением развития
железнодорожного транспорта является дальнейшее создание скоростных
железнодорожных линий, пассажирооборот которых в 2012 г . составил 12,5 % от
мирового. Высокоскоростной железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение
скоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо со
скоростью более 200 км/ч
по существующим путям, широко представлен пока только в странах Европейского
Союза, Китае и Японии. Движение таких поездов, как правило, осуществляется по
специально выделенным железнодорожным путям — высокоскоростной магистрали (ВСМ)
либо на магнитном подвесе. Современные высокоскоростные поезда в штатной
эксплуатации развивают скорости до 350—400 км/ч. Благодаря быстроте обслуживания
и высокой скорости движения они составляют серьёзную конкуренцию другим видам
транспорта, сохраняя при этом такое свойство всех поездов, как низкая
себестоимость перевозок при большом объёме пассажиропотока.
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в
мировом пассажирообороте, в первую очередь благодаря широкому распространению
личных легковых автомобилей. К преимуществам автомобильного транспорта
можно отнести высокую проходимость, большую
маневренность, высокую скорость доставки грузов и пассажиров, рациональность
перевозок на любые расстояния. Недостатки — относительно высокая себестоимость
перевозок, более низкая эффективность (с точки зрения количества перевозимых
грузов и пассажиров), загрязнение окружающей среды. Интенсивность использования
автомобильного транспорта во многом обусловлена качеством и протяжённостью
дорог. Наибольшую протяжённость автомобильных дорог имеют такие страны, как США
(свыше 6,5 млн км), Индия (4,7 млн км), Китай (4,1 млн км), Бразилия (1,6 млн
км) и Российская Федерация (1,2 млн км).
По уровню автомобилизации, который определяется
прежде всего размерами автомобильного парка и числом легковых автомобилей,
страны и регионы мира различаются ещё очень сильно. К мировым лидерам по числу
зарегистрированных автомобилей относятся США, Япония, Италия, Россия, Китай,
ФРГ, Франция, Великобритания. Наиболее высокий уровень автомобилизации
наблюдается в европейских странах.
Морской транспорт играет ключевую роль в
обеспечении функционирования межконтинентальной торговли. Наибольший удельный
вес (70,2 %) в морских перевозках занимает транспортировка пяти основных
насыпных грузов (железной руды, угля, зерна, бокситов и глинозёма, фосфоритов),
леса и лесоматериалов, генеральных грузов, а также контейнерные перевозки
(табл. 5). Доля перевозок сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа в
танкерах составляет 29,8 %. Одна из ключевых тенденций в развитии транспорта —
контейнеризация — широко проявилась в морском транспорте. Доля контейнерных перевозок
в объёме перемещаемых грузов в 2013
г . составила 16,0 %, увеличившись по сравнению с 1980 г . практически в 6 раз.
В результате изменения структуры топливно-энергетического баланса мира доля
нефти и природного газа в морских перевозках сократилась с 50,5 % в 1980 г . до 29,8 % в 2013 г . Постепенно
увеличивается средняя дальность перевозки морским транспортом: в 2000 г . она составляла 9485 км , а к 2013 г . она возросла до 9795 км .
В 2013 г . рост тоннажа мирового флота составил
4,1 % или 1690 млн тонн-дедвейт. В начале 2014 г . в структуре морского
флота (табл. 6) по типам судов преобладали балкеры (42,9 % от общего тоннажа),
затем расположились нефтяные танкеры (28,5 %) и контейнеровозы (12,8 %). В
динамике прослеживается снижение доли нефтяных танкеров (–21,2 % по сравнению с
1980 г .)
и универсальных судов (–12,4 %) на фоне роста доли балкеров (+15,7 %) и
контейнеровозов (+11,2 %). Это подтверждает общую тенденцию, наметившуюся в
динамике структуры мирового грузооборота.
Одной из укрепляющихся тенденций развития
морского транспорта является ещё больший уход судовладельцев в «третьи страны».
В настоящее время часта ситуация, когда судно принадлежит одной стране, плавает
под флагом другой страны, а фирма, его эксплуатирующая, находится в третьей
стране.
Крупнейшими флотами мира по флагу регистрации
в 2013 г .
обладают Панама, Либерия, Маршалловы Острова, Гонконг (Китай) и Сингапур. Вместе на вышеназванные страны приходится 56,5 % мирового тоннажа морского
флота.
Важную роль в развитии морского транспорта
играет состояние портового хозяйства. В настоящее время большинство крупнейших по
грузообороту портов мира сконцентрировано в Азии. Наиболее крупным
портом мира как в целом по грузообороту, так и по обработке контейнеров
является Шанхай (Китай). Расширение контейнерных терминалов позволило увеличить
производительность портов за счёт скорости обработки грузов.
Воздушный транспорт в современном мире
является наиболее динамично развивающимся. Высокий спрос на него обусловлен его
высокой скоростью, а также снижением стоимости. Появление бюджетных (лоу-кост)
авиакомпаний — Саутвест Эйрлайнз (США, Даллас),
Райанэйр (Ирландия, Сордс) ЭйрАзия (Малайзия, Куала-Лумпур), Изиджет (Великобритания,
Лутон) — сделало доступным воздушный транспорт для широкого круга населения (в
т. ч. студентов, пенсионеров). Наиболее высокий уровень развития воздушного
транспорта наблюдается в США, где он является основным пассажирским транспортом
у населения при необходимости дальних поездок. Поэтому крупнейшие авиакомпании
мира располагаются на территории США. Возрастает роль воздушного транспорта в
международном и внутреннем пассажирообороте Китая.
Одним из ключевых элементов в системе
функционирования авиационного транспорта является сеть аэропортов. В 2013 г . по данным ЦРУ США
[3] в мире насчитывалось почти 42 тыс. действующих аэропортов. Ключевым
показателем, отражающим значимость аэропорта в системе воздушного транспорта,
является пассажиропоток. Данный показатель включает как людей, совершивших
посадку или взлёт в данном аэропорту, так и транзитных пассажиров через единичный
учёт. Крупнейшим аэропортом мира является Хратсфилд-Джексон в г. Атланта,
пассажиропоток которого подбирается к 95 млн чел. в год.
Самые высокие темпы прироста пассажиропотока
обеспечивают азиатские аэропорты: аэропорт Куала-Лумпур увеличил пассажиропоток
на 19,1 %, Дубаи — на 15,2 %, Гуанчжоу — на 8,6 % по сравнению с 2012 г . Несмотря на низкий
удельный вес в мировом грузообороте, авиатранспорт активно используется для
скоростной доставки грузов. К крупнейшим аэропортам мира по грузообороту
относятся Чхеклапкок (Гонконг, Китай, 4,2 млн т), Мемфис (США, 4,2 млн т), Пудун
(Шанхай, Китай, 2,9 млн т), Инчхон (Республика Корея, 2,5 млн т) и Дубай (ОАЭ,
2,4 млн т).
Трубопроводный транспорт широко используется
для внутриконтинентальной транспортировки нефти и природного газа. Главное его преимущество
— дешевизна и независимость от природных условий в процессе функционирования.
По протяжённости нефтепроводов в мире лидируют США (244,6 тыс. км), Россия (91,3
тыс. км), Китай (37,2 тыс. км), Канада (23,6 тыс. км) и Индия (около 18 тыс.
км). По протяжённости газопроводов лидируют США (548,7 тыс. км), Россия (160,8
тыс. км), Канада (75,8 тыс. км), Китай (38,6 тыс. км) и Украина (36,5 тыс. км).
Важную роль в мировой сфере услуг играет
международный туризм. Если в 2000
г . в мире насчитывалось около 700 млн туристов, то в 2012 г . их количество
превысило 1 млрд чел. Лидером по объёму доходов от международного туризма
является Китай (если учитывать Гонконг и Макао). Среди регионов мира наиболее
посещаемой остаётся Европа, а наиболее высокие темпы роста наметились в
азиатском регионе.
Многие страны мира специализируются на
оказании финансовых услуг, которые включают кредитование, финансовое
посредничество и т. д. В настоящее время своей ролью выделяются мировые
финансовые центры, где сосредоточены банки и специализированные
кредитно-финансовые институты, осуществляющие международные валютные, кредитные
и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Среди них наибольшую
значимость имеют Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург,
Сингапур и др. Устойчивую нишу в мировом финансовом секторе заняли оффшорные
государства, в пределах которой для
компаний-нерезидентов действует особый льготный
режим регистрации, лицензирования и налогообложения. Наиболее значимыми среди
них являются Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские Острова, Барбадос,
Белиз, Бермудские Острова, Британские Виргинские острова (США), Гренада,
Джерси, Доминиканская Республика, Каймановы острова, Коста-Рика, Лихтенштейн,
Маврикий, Маршалловы Острова, Макао, Монако, Монтсеррат, Науру, Нидерландские
Антильские Острова, Остров Мэн, Острова Кука, Сейшельские Острова, Самоа,
Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тёркс и Кайкос,
Тринидад и Тобаго.
Широкое распространение в мире получил экспорт
технологий и результатов НИОКР. Наиболее активно в международном
научно-техническом сотрудничестве участвуют такие страны, как США, ФРГ,
Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Япония, Китай,
Республика Корея, Индия, Россия.
Всё большее значение получает деятельность,
связанная с разработкой компьютерного программного обеспечения. Это обусловлено
всеобщей информатизацией общества, причина которой заключается в повышении доступности
компьютерных гаджетов и Интернета. В некоторых странах количество пользователей
Интернета превышает 90 % населения: Исландия, Норвегия, Швеция, Дания, Андорра,
Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн, Люксембург, Финляндия, Монако. Наиболее
активные разработки компьютерного программного обеспечения проводятся в Индии,
Китае, Австралии, Израиле, Канаде, США, Японии, странах СНГ (России, Беларуси,
Украине).
Комментариев нет:
Отправить комментарий